Аппликатура — расположение нот на грифе гитары, с указанием на правильное чередование пальцев левой руки при игре. Понимание грифа гитары, это уже половина успеха в освоении музыкального инструмента.
Аппликатура грифа
(без учета диезов и бемолей)
Гриф гитары разделен ладами на полутона (½ тона). Для лучшей ориентации, на гриф нанесена разметка «опорных» ладов (3, 5, 7, 9 и 12), при игре в высоких позициях на электрогитаре, 12-й лад можно представить «нулевым» и тогда 15, 17, 19, 21 и 24-й лады будут соответствовать 3, 5, 7, 9 и 12-му.
Интервалы на грифе гитары
Напомним, что интервалы бывают: мелодические (взятые последовательно) и гармонические (взятые одновременно).По звучанию гармонические интервалы разделяются на консонансы (звучат мягко, сливаясь друг с другом) и диссонансы (звучат резко).
Совершенные консонансы: унисон, октава, квинта, чистая кварта (не всегда). Звучат чисто при игре с перегрузом. | Несовершенные консонансы: большие и малые терции и секстеты. Дают грязный, «рычащий» звук при перегрузе. | Диссонансы: секунда, септима, уменьшенная кварта, увеличенная квинта. Звучат резко, неустойчиво, но при умелом использовании могут внести в аккорд красивую, специфическую «переливчатость». |
Необязательно каждый раз строить интервалы на грифе, достаточно запомнить их аппликатуру.
1 — Малая секунда. 2 — Большая секунда. 3 — Малая терция. 4 — Большая терция.
1 — Большая терция. 2 — Чистая кварта. 3 — Чистая квинта. 4 — Большая секста. 5 — Малая септима.
Система октав
Октава — интервал образующий аппликатурный каркас (1), на основе которого строятся аккорды (2), арпеджио (3) и гаммы (4).
Система октав — основа виденья грифа гитары, позволяющая отслеживать аппликатуры аккордов, арпеджио, гаммы и их взаимосвязь.
Арпеджио
(пять вариантов, мажорных и минорных, аппликатур)
(A) — Ля мажор.
1, 2, 3, 4 — нумерация пальцев левой руки.
(Am) — Ля минор.
Гаммы
(пять форм аппликатур, мажора и минора)
(G) — Соль мажор.
1, 2, 3, 4 — нумерация пальцев левой руки.
(Gm) — Соль минор.
Аккорды
(аппликатура, мажорных и минорных, трезвучий)
(С) — До мажор.
«|» и «¦» — баррэ.
Используя баррэ вместо нулевого порожка, можно получать любую аккордовую форму, а так же переходить в другую тональность при наследовании аппликатурной позиции.
(Am) Ля минор.
Пентатоника
Пентатоника — мощное средство джаз-, блюз- и рок-музыкантов, её уникальность состоит в том, что она вписывается во многие музыкальные ситуации и стили, подходит практически под любую гармонию. В мелодике пентатоника занимает промежуточное место между арпеджио и гаммой. Также пентатоника удобна для написания партий двух гитар, играющих одновременно, так как из неё исключены ступени способные вызвать диссонанс.
Минорная пентатоника — минорный звукоряд без 2 и 6 ступеней.
Пентатоника Ля минор.
Мажорная пентатоника — мажорный лад без 4 и 7 ступеней.
Пентатоника До мажор.
Пентатоника заслуживает отдельного рассмотрения, как средство импровизации, читайте подробнее в одноименном разделе.
Определение знаков альтерации в тональности
Тональность — звуковысотное расположение лада, которое определяется положением тоники. Если тоника «До» — то тональность «До», если тоника «Ля» — тональность «Ля». Всего существует 12 мажорных и минорных тональностей (До — До# — Ре — Реb — Ми … Сиb — Си).
Определить количество знаков в мажорных и минорных тональностях можно с помощью грифа гитары.
Допустим, нужно определить, сколько диезов в А-мажоре: нота Ля на 3-й струне сверху — значит 3 диеза. Наоборот, имеется тональность с 6-ю диезами — это 6-я струна — тональность F#. Аналогично с бемолями, только отчет ведется в обратном порядке.
Для определения количества знаков альтерации в минорных тональностях, нужно определить ноты в аналогичных аппликатурах на 12 ладу для диезов и на 11 ладу для бемолей.
Для определения знаков альтерации, можно использовать квинтовый круг:
- бемоли: фасими — ляресоль;
- диезы: сольреля — мисифа.