Мастеринг: частоты, мониторинг, программы и практика

МастерингМастеринг (англ. master) — обработка музыкального трека после сведения на студии аудиозвукозаписи.

Мастеринг представляет собой последовательное применение к аналоговой записи множества аналоговых аудиофильтров, компрессоров, конвертеров и эквалайзеров. Мастеринг применяют к аудиозаписям, для того чтобы создать уникальное, неповторимое звучание записи,которое присуще определённому исполнителю музыкальной группе. Мастеринг делается для создания мастер–диска, который будет тиражироваться.

Само понятие «мастеринг» возникло давно, когда ещё не было компакт-дисков и все музыкальные записи выходили на двух носителях – виниловых грампластинках и магнитофонных кассетах. Прежде чем нарезать записанную в студии фонограмму на матрицу, с которой потом печатались диски, необходимо было провести определённую обработку, чтобы привести динамический диапазон записи в соответствие с динамическим диапазоном грампластинки. Если этого не сделать, то резец мог разрушить лаковый диск при выходе сигнала из диапазона. Поэтому уже тогда существовали post production студии, занимавшиеся приведением фонограмм в рамки технологических норм. С наступлением эры компакт-дисков надобность в таких студиях, казалось бы, отпала, однако на самом деле этого не произошло. В самом деле, динамический диапазон компакт диска намного шире, чем виниловой пластинки. В процессе сведения достаточно проследить, чтобы пики в фонограмме не выходили за пределы –0.2 dB, и такой мастер без проблем нарежет любой CD рекордер. Однако, не смотря на это, и в настоящее время любой сведённый материал относится в студию мастеринга для окончательной обработки.

Зачем делать мастеринг

Во-первых, уже тогда было замечено, что фонограмма, прошедшая дополнительную эквализацию и компрессию в post production студии, звучит плотнее, живее и приятнее на слух.

Во-вторых, почти всегда есть необходимость привести все присутствующие в альбоме композиции, что называется, к общему знаменателю. Дело в том, что практически невозможно даже в одной студии добиться того, чтобы записанные и сведённые в разное время номера звучали одинаково. Тем более, если запись происходила на нескольких студиях с различным оборудованием. Если такие треки собрать в один CD, не будет ощущения целостности альбома, а у слушателя появится желание периодически крутить ручку громкости и настраивать эквалайзер своего домашнего музыкального центра.

В-третьих, именно в процессе мастеринга можно добиться того, чтобы ваша музыка звучала неповторимо или наоборот привести её в соответствии с требованиями определённого стиля.

В-четвёртых, есть ещё один существенный момент психологического свойства. Когда человек слушает подряд несколько музыкальных композиций (например по радио), он автоматически обращает внимание на те, которые звучат громче, и лучше запоминает их. Но ведь пиковые уровни всех треков всегда одинаковы – под 0 dB – и громче их сделать нельзя. Для того чтобы увеличить субъективную громкость фонограммы, применяют специальные приборы под названием «максимайзеры». Обрабатывать максимайзером лучше весь альбом целиком. И последнее. Требования к динамическому диапазону для CD, радио и TV разные (для TV нужен самый узкий), поэтому лучше сразу сделать три варианта.

Хотя с помощью грамотного мастеринга можно действительно улучшить звучание записи, из плохого сведения сделать шедевр не получится. Если присутствуют определённые ошибки (сильный дисбаланс инструментов и голоса, перегрузка цифрового тракта в отдельных треках, переизбыток реверберации, противофазные явления), то лучше пересвести фонограмму заново.

Можно ли делать мастеринг самому в домашних условиях и (поставим вопрос шире) можно ли делать мастеринг на компьютере без внешних приборов? Или для этого необходимо обращаться в специальную студию с определённым оборудованием? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Прежде всего, нужно сказать, что качество, с которым будет проделана работа, целиком зависит от звукорежиссёра, её проводящего. Хороший специалист добьётся хорошего результата и на компьютере, благо современные программы позволяют это сделать. Плохой же и на самой навороченной студии сделает плохо. Так что для начала поинтересуйтесь, кто будет заниматься вашим материалом и послушайте его работы.

Производить мастеринг в «железе» конечно лучше, но только тогда, когда имеются дорогие высококлассные приборы, способные сделать «дорогой» звук. В спецификации студии должны присутствовать подобные названия – Manley, Neve, Avalon, Sontec, Millenia, GML (George Massenberg Labs), Weiss, Sonic Solutions, Sadie, Pyramix, t.c. Finalizer, Studer, Ampex, Prism, Sterling, Apogee, EMM. Если аппаратуры такого класса нет, то лучше делать компьютерный мастеринг.

Можно ли делать мастеринг дома? Для этого необходимы две вещи – хороший специалист (о чем уже говорилось) и хороший контроль. Наличие хороших мониторов – совершенно необходимый элемент студии. В самом деле, для того чтобы что-либо делать со звуком, необходимо очень тонко отслеживать все изменения, происходящие с этим звуком. Хотя и существует способ сделать мастеринг практически вслепую (вернее «вглухую»). Об этом мы скажем чуть ниже.

Если хороший мониторинг при наличии определённой суммы обеспечить не сложно (об этом мы тоже поговорим), то стать в одночасье хорошим специалистом невозможно. Но ведь не боги горшки обжигают. Для того чтобы стать подобным специалистом, нужно просто начать делать это и со временем ваша квалификация будет постепенно улучшаться. К тому же замечена такая тенденция: многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому сводить, качественнее. То есть опыт в этом направлении – неотъемлемая часть современной звукорежиссуры. А вот о том, как это делать и какое для этого необходимо техническое обеспечение, и пойдёт речь в этой статье.

sam-pro-images

Студийные мониторы и качество звука

В мастеринг-студиях применяются, как правило, акустические системы класса high-end типа B&W, Tannoy, Genesis, Dynaudio, PMC, Dunlavy с очень точной передачей низа или с дополнительным сабвуфером. Реже используют студийные мониторы, например KRK 9000. Такие системы стоят по несколько тысяч долларов и большинству наших читателей, скорее всего, не по карману. Начинающим я бы порекомендовал недорогие студийные мониторы в комплекте с сабвуфером, например М-Audio Studiophile LX 4 (335$). Со временем можно перейти на акустику KRK (серия V). Сабвуфер совершенно необходим, так как самое сложное – проконтролировать низкие частоты спектра. На подобных мониторах, как ни странно, вполне возможно добиться приличных результатов. В дополнение к таким мониторам неплохо установить какой-либо музыкальный центр, звучание которого вам хорошо знакомо. Не помешает также иметь хорошие наушники (от 100$).

Не менее важным моментом для правильного контроля звука, чем подбор мониторов (а может быть и более важным), являются акустические свойства помещения. Комната, в которой происходит работа со звуком, должна быть заглушена и должна иметь правильную геометрию во избежание возникновения резонансов, стоячих волн, отражений и т.д. Даже при наличии недорогих мониторов, правильно спроектированное помещение обеспечит лучшее звучание, чем самые лучшие high-end колонки в обычной комнате с бетонными стенами. Основной принцип в построении таких помещений заключается в том, что не должно быть параллельных поверхностей, а также прямых и острых углов. В качестве примера можно привести геометрию помещений одной из лучших в мире студий для мастеринга Sterling Sound. Поверхность стен отделывают звукопоглощающими материалами, пол покрывают паркетом или ворсистым антистатическим ковролином. Потолок тоже не должен быть параллелен полу.

Если нет возможности заниматься отделкой стен, то можно вокруг рабочего пространства просто прикрепить четыре карниза «струна» и повесить плотные шторы.

В комнате, где происходит работа со звуком, должна стоять полная тишина. Всякие посторонние звуки (например шум системного блока компьютера) приведут к тому, что вы постоянно будете разгонять громкость и уши очень быстро потеряют способность что-либо воспринимать. Самым лучшим решением будет удаление системного блока в соседнее помещение.

Вся аппаратура должна быть заземлена. Отсутствие заземления сильно сказывается на звуке и приводит к появлению шумов и фона. Если розетки не обеспечены «землёй», необходимо протянуть трехжильный кабель от распределительного щитка в квартиру.

Колонки (в случае мониторов ближнего поля) нужно выбирать экранированные, то есть защищённые от радиомагнитного излучения – они не будут ловить наводки от видеомонитора.

Аудиокарта предпочтительней внешняя, так как у внутренних аналого-цифровые преобразователи подвергаются различным наводкам внутри системного блока. Аудиовыходы должны быть симметричными (balanced). Из недорогих аудиокарт очень неплохое звучание обеспечивают устройства фирмы М-Audio. К тому же теперь они могут работать с программой Pro Tools. Разумеется, карта должна обеспечивать работу со звуком 24 bит/96 кГц. Лучшим же решением будет приобретение внешнего цифро-аналогового преобразователя, например Apogee miniDac – такой прибор действительно обеспечит вывод абсолютно чистого и честного звука по всему спектру частотного диапазона.

Особое внимание необходимо уделить коммутации. Кабели и разъёмы должны быть симметричными, производства известных фирм (Neutrik, Canare, Cordial) с качественной распайкой.

Одним словом, в вопросах мониторинга мелочей быть не должно.

sam-pro-images

Программы мастеринга

Большинство профессиональных post production студий работу с музыкальным материалом проводят на рабочих станциях Sonic Solutions, реже на платформе Sadie. В последнее время всё большую популярность завоевывает программно-аппаратный комплекс Pyramix швейцарской фирмы Merging. Нам же необходимо выбрать программу для работы на PC. Программ таких существует несколько – Adobe Audition, Cakewalk Sonar, Digidesign Pro Tools, Magix Samplitude, Merging Pyramix Native, Sоny Sound Forge, Steinberg Nuendo, Steinberg WaveLab. У каждой из них есть свои сторонники и противники. Некоторые считают, что программы, работающие с внутренним разрешением 32 bit float (32 бит с плавающей запятой), портят звуковой материал вследствие дополнительных преобразований и дизеринга; такими программами является вся продукция фирм Steinberg, Cakewalk и Adobe Audition. Популярный в нашей стране (неизвестно почему) редактор Sound Forge в последней, восьмой версии наконец-то обрёл поддержку VST плагинов и теперь может быть рекомендован к использованию. Ещё я бы рекомендовал присмотреться к практически неизвестной у нас Pyramix. Лучше всего, конечно, попробовать разные программы и выбрать самому то, что понравится больше. Что касается меня, то я отдаю предпочтение Pro Tools за качественные алгоритмы пересчёта, удобный интерфейс и наличие нескольких замечательных плагинов, которые не выпускаются в VST версиях, однако эта программа работает только на железе Digidesign и М-Audio. Вообще, при мастеринге удобнее пользоваться многодорожечным редактором, чтобы иметь возможность организовать посыл-возврат и поставить рядом дополнительные треки. Самый хороший способ проверить работу программ – это попробовать обработать один и тот же трек одинаковыми плагинами с одинаковыми установками в разных редакторах и сравнить полученные результаты. В конце концов, выбор за вами.

Для визуальной оценки происходящих процессов нам понадобится определённый инструментарий – анализатор спектра (или, как его ещё называют, аналайзер) и прибор, способный отслеживать фазовые явления в стереообразе. Из всех выше перечисленных аудиоредакторов только Adobe Audition и Pyramix обладают неплохими аналайзерами. В остальных редакторах он либо отсутствует, либо представляет собой довольно бесполезное устройство. Существуют несколько VST анализаторов – VoxengoSPAN, Elemental Audio Inspector, Brainspawn Spect-R Pro, Waves PAZ frequency, а также ряд плагинов, совмещающих в себе аналайзер и графический эквалайзер – iZotope Ozone, Elemental Audio Firium, Electric-Q, но их тоже нельзя назвать профессиональными приборами. Наилучшим из них, на мой взгляд, является программа Brainspawn Spect-R Pro. Однако по-настоящему точными и информативными я могу назвать два анализатора спектра – PAS Spectrum Analyzer и Pinguin Audio Meter. Эти программы не являются VST плагинами, поэтому их не удастся использовать с некоторыми аудиоредакторами (например с Pro Tools) напрямую. Эту проблему можно решить, установив программу виртуальных портов Virtual Audio Cable или Wave Clone. Для контроля стереопанорамы вполне подойдёт PAZ Position от компании Waves. Пользователи же Pinguin Audio Meter будут вполне удовлетворены имеющимся там модулем Stereo Meter.

Следующие два прибора, которые нам понадобятся, это компрессор и эквалайзер. Основной принцип мастеринга заключается в том, что частотная коррекция, исправление ошибок сведения в основном производятся компрессором, а эквалайзер применяют для придания звуку окраса и его «утепления» (это, конечно, не аксиома – бывают ситуации, когда всё делается с точностью «до наоборот»). Поэтому компрессор должен в минимальной степени окрашивать звук, а в идеале не окрашивать его совсем. Компрессор нужен не простой, а спектральный, то есть тот, с помощью которого можно воздействовать на определённую долю частотного спектра. Дело в том, что если через обычный компрессор пропустить сведённую фонограмму, то появится эффект подавления средних и высоких частот, так как основная часть звуковой энергии располагается в нижней части спектра. Подобных компрессоров сейчас на рынке присутствует много, и я не буду их все перечислять. Для начала могу посоветовать совсем простой в использовании, но при этом очень качественный Steinberg MultiBand Compressor. Последнее время я пользуюсь замечательным прибором Mc2000 фирмы McDSP. Во-первых, все параметры этого компрессора могут быть автоматизированы, что позволяет очень гибко обрабатывать материал, а во-вторых, он может эмулировать звучание раритетных устройств, причём в каждой полосе по-разному – например нижние частоты обрабатывать как Neve 33609, а верхние – как Avalon AD2044.

Вторым важным прибором, необходимым для коррекции звука, является эквалайзер. Именно с помощью эквалайзера в процессе мастеринга звукорежиссёр добивается необходимой в каждом конкретном случае окраски звучания. Поэтому в post production студиях используют дорогие приборы, стоимостью несколько тысяч долларов. До недавнего времени среди программных эквалайзеров не было ни одного, способного по звучанию хоть немного приблизиться к таким устройствам – они или совсем не меняли характер звука, или меняли его в худшую сторону. Первой ласточкой в эмуляции аналоговых эквалайзеров стала программа T-RackS компании IK Multimedia. T-RackS, особенно в последней 24-битной версии, действительно даёт неплохой звук и вполне оправдывает свою цену. К тому же это не просто эквалайзер, а целый комплекс приборов, включающий в себя также компрессор и лимитер. Неплохие эквалайзеры выпускает компания URS. Они эмулируют классические устройства Neve1073, Pultec EQP-1 и API550. На ещё более высоком уровне работает плагин McDSP FilterBank, правда он существует только в RTAS версии для Pro Tools. Не так давно фирмой Waves был выпущен очень хороший эквалайзер под названием Q-Clone, о котором следует рассказать особо. Это не совсем обычный прибор, где можно крутить ручки, меняя тембр. Он работает по принципу свёртки, то есть моделирования звучания реальных приборов на основе записанного отклика на импульсный сигнал. Подобным образом работают некоторые программные ревербераторы. В комплекте прилагается большой набор пресетов, снятых с эквалайзеров производства Neve, GML и Pultec. Звучание данного прибора можно назвать максимально приближенным к эмулироваемым образцам. К тому же вы легко можете создавать собственные пресеты, снимая звук с понравившихся устройств.

Ещё одно устройство, без которого не обходится финальная обработка фонограммы, это максимайзер. Основные модели здесь – Waves L1, L2, L3 и новый плагин этой компании – SSL G-Master, NWMaxx, Essential Studio E и E3B, Digidesign Maxim, BBE Sonic Maximizer. Последний прибор эмулирует популярный «железный» максимайзер и достаточно сильно окрашивает звук, поэтому может применяться только тогда, когда это обусловлено художественными задачами.

В некоторых случаях при мастеринге используют иксайтер, энхансер и эмулятор магнитофона. Иксайтер (exiter) понадобится, когда в миксе сильно не хватает высоких частот и одним эквалайзером этого исправить не удаётся. Энхансер (enhancer) применяют к музыкальному материалу, требующему большего динамического диапазона – джаз, классика. Из эмуляторов магнитофона мне известен только один достойный плагин – McDSP Analog Channel.

Иногда при финальной доводке фонограммы оказывается, что звучание слишком сухое. В этом случае можно применить реверберацию. Самые подходящие для мастернинга ревербераторы – импульсные. Безусловно, лучший из них – Altiverb фирмы Audio Ease. К сожалению, пока он существует только в версии для Mac, хотя компания обещает выпустить Windows-версию буквально со дня на день и даже продемонстрировала её на выставке в голландском Утрехте. Это совершенно потрясающий модуль. Огромное количество пресетов, прилагаемых к нему, по качеству звучания практически невозможно отличить от «железных» приборов, с которых получены импульсные файлы.

Из доступных в настоящее время ревербераторов для платформы Windows я бы выделил WizooVerb W2.

sam-pro-images

Диапазон частот музыкальных инструментов

Звуковой спектр делится на три части – низкие, средние и высокие частоты. Границы частот можно обозначить следующим образом: низкие – от 10 Гц до 200 Гц, средние – от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц – высокие.

1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) – это самые низкие ноты, от которых резонирует комната. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект.

2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) – это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука.

3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) – здесь размещается почти весь ритм и аккомпанемент, это регистр гитары.

4) Средние средние (от 500 Гц до 2.500 Гц) – соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. В диапазоне частот от 200 Гц до 2.500 Гц самая информативная часть спектра.

5) Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух.

6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это.

7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) – это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей.

Для звукорежиссёра будет полезна следующая таблица, приводимая Робертом Дэннисом (Robert Dennis) из института звукозаписи Детройта (Recording Institute Of Detroit):

50 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра – большой барабан, томы и бас-гитара.

2. Уменьшить, чтобы избежать появления boom-эффекта и маскировки высших гармоник и увеличить «читаемость» басовых партий. Обычно используется в музыке с активной басовой линией, например в рок-музыке.

100 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить жёсткости инструментам, звучащим в басовом регистре.

2. Увеличить, чтобы добавить наполненности звукам гитары, малого барабана.

3. Увеличить, чтобы добавить теплоты пиано и духовым инструментам.

4. Уменьшить, если надо убрать бубнение из звука гитары и увеличить его разборчивость.

200 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить полноты партии вокала.

2. Увеличить, чтобы добавить полноты звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке).

3. Уменьшить, чтобы избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне.

4. Уменьшить, чтобы избежать гонгообразного звучания тарелок.

400 Гц

1. Увеличить, чтобы добавить ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости.

2. Уменьшить, чтобы избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы, большой барабан).

3. Уменьшить, чтобы подчеркнуть объёмность звучания тарелок.

800 Гц

1. Увеличить для чистого и мощного звучания бас-гитары.

2. Уменьшить, чтобы избавиться от «дешёвого» звука гитар.

1.5 кГц

1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары и её гармоник.

2. Уменьшить, чтобы избежать «вялого» звучания электро- и акустических гитар.

3 кГц

1. Увеличить для подчёркивания атаки бас-гитары.

2. Увеличить для подчёркивания атаки электро- и акустических гитар.

3. Увеличить для подчёркивания атаки партии пиано, исполненной в низком регистре.

4. Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.

5. Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.

6. Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала или гитар.

5 кГц

1. Увеличить для разборчивости вокала.

2. Увеличить, чтобы подчеркнуть атаку низкозвучащих барабанов (большой барабан, томы).

3. Увеличить для получения более «пальцевого» звука бас-гитары.

4. Увеличить, чтобы подчеркнуть атаку пиано, акустических гитар и яркость партии гитар (особенно рок-гитар).

5. Уменьшить, чтобы сделать звук партий, звучащих на заднем плане, более отдалённым. 6. Уменьшить, чтобы смягчить звук гитар.

7 кГц

1. Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов (более металический звук).

2. Увеличить для получения атаки перкуссионных инструментов.

3. Увеличить при работе с «вялым» вокалом.

4. Увеличить для получения более «пальцевого» звука бас-гитары.

5. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.

6. Увеличить, чтобы добавить резкости звукам рок-гитар, синтезатора, акустических гитар и пиано.

10 кГц

1. Увеличить для осветления вокала.

2. Увеличить для получения лёгкого прозрачного звука акустической гитары или пиано.

3. Увеличить, чтобы подчеркнуть жёсткость в звучании тарелок. 4. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.

15 кГц

1. Увеличить для осветления вокала (звук с придыханием).

2. Увеличить для осветления тарелок, струнных, флейты.

3. Увеличить, чтобы сделать звук сэмплерного синтезатора более естественным.

При мастеринге данную информацию не нужно воспринимать буквально, а использовать для ориентира, чтобы понимать, что происходит, когда мы воздействуем на определённую область частототного спектра.

sam-pro-images

Трек и мастеринг — практика

Если вы пользуетесь многоканальным редактором, то удобно поставить в проект сразу несколько треков (например все песни альбома), а настройки плагинов для каждого трека сохранять в качестве пресетов. Так будет удобно переключаться между треками, чтобы их сравнивать. Очень полезно также импортировать в проект несколько композиций кого-либо из известных исполнителей, на саунд которых равняются заказчики вашей работы (я надеюсь, что вы не ставите себе цель изобрести собственный и неповторимый звук в домашних условиях). Затем включаем анализатор спектра: VST – в самом конце мастер секции, Stand-Alone – параллельно или с помощью программы виртуальных аудиопортов. Перед ним ставим максимайзер и с его помощью поднимаем громкость трека таким образом, чтобы она сравнялась с эталонной, выбранной вами композицией. Теперь сравниваем эти два трека на слух и с помощью аналайзера. Скорее всего, при той же самой громкости у эталона будет более яркий верх и упругий низ, не говоря о том, что в целом его звук будет красивей и насыщеннее. Для того чтобы приблизить наш трек к эталону, перед максимайзером ставим эквалайзер, с помощью которого будем облагораживать звучание (например Waves SSL, URS или T-RackS, а потом, когда будет подобрана полоса, его можно заменить на Q-Сlone с такими же характеристиками) и спектральный компрессор. Если изначально у трека частотная характеристика нормальная, то есть нет частотных завалов и его не надо «лечить», то обычно в таком случае на эквалайзере чуть поднимаются верхние частоты (hi-shelf boost) от 2–2,5 кГц и (bell boost) в районе 40–90 герц. Опустим средние частоты (bell cut) около 300 герц и сильнее самые нижние (low-shelf cut) от 40 герц. При этом придётся соответственно уменьшить (поднять) порог срабатывания максимайзера (threshold) или уменьшить выход эквалайзера. Вообще нужно сразу привыкнуть к тому, что манипуляции с одним прибором моментально отражаются на работе другого. Если нужно скорректировать какой-либо диапазон частот, действуем компрессором. Попробуйте ставить эквалайзер до и после компрессора. Максимайзер лучше всего отстраивать с самой громкой и энергичной композиции, чтобы в менее громких треках можно было уменьшать порог срабатывания компрессии. Конечно, всё это общие рекомендации и универсальных решений здесь быть не может. Главное – всё время помнить о том, что вся обработка в цепочке работает взаимосвязано. Нужно постоянно контролировать результат, в том числе и по приборам.

Как уже говорилось выше, если звучание кажется слишком сухим, можно попробовать применить реверберацию. Не забывайте, что при мастеринге ревербератор нужно ставить обязательно в разрыв (insert), чтобы избежать задержки сигнала и гарантировать более чистый, незамыленный звук.

Полезно также периодически менять громкость воспроизведения, слушать в наушниках, а также давать ушам отдохнуть. По возможности делайте промежуточный миксдаун (bounce), чтобы прослушать его на различной бытовой аппаратуре. Ориентируйтесь на качественные, стилистически близкие записи известных исполнителей. Когда у вас начнут получаться похожие результаты, вы накопите определённый опыт и подметите много закономерностей в своей работе.

После того как желаемое звучание достигнуто, необходимо привести параметры файла к стандарту CD – 16 бит / 44100 Гц. Самый простой способ – поставить в конце цепочки обработки модуль дизеринга и пересчитать файл с нужными параметрами. Однако лучших результатов можно добиться отдельными утилитами – например Voxengo r8brain PRO. Для этого из программы-аудиоредактора нужно сделать боунс файла без изменения разрядности и частоты сэмплирования, затем пересчитать его в программе r8brain в 16 бит / 44100 Гц, установив наивысшее качество, затем открыть файл в звуковом редакторе и применить к нему дизеринг. Единственное, на что нужно обратить внимание в этом случае, при этом иногда поднимается уровень пиков в файле. Если подобное произошло, необходимо вернуться в проект и чуть понизить выходной сигнал в максимайзере, добиваясь, чтобы окончательный уровень в файле не превышал –0,2 Дб.

В заключение расскажу о том, как можно сделать мастеринг без контрольных мониторов. Конечно, нет никакой гарантии, что этот способ даст хороший результат, однако есть вероятность, что вам всё же удастся улучшить звучание фонограммы. Для этого воспользуемся замечательным плагином под названием Prosoniq Dynasone. Этот модуль специально разработан для мастеринга и содержит четырёхполосный компрессор-максимайзер, а также иксайтер и генератор субгармоник. Но самое интересное – наличие функции под названием «автомикс». С её помощью прибор аналирует входящий материал, затем сравнивает его с заложенными в нём эталонными частотными откликами и настраивает все параметры соответствующим образом. Делается это так: сначала нажимаем кнопку automix, а в выпадающем меню style выбираем название наиболее подходящего стиля, проигрываем самый характерный фрагмент трека (например припев) несколько раз и записываем положения всех регуляторов многополосного максимайзера. Выключаем кнопку automix, выставляем все параметры максимайзера так, как записали, следя за тем, чтобы параметр AMT находился в районе 3, а уровень GAIN не заставлял индикаторы пиковать, чуть добавляем refresh synt и energizer, в меню media select выбираем CD и делаем боунс. После этого можно нарезать трек на CD и прослушать его на какой-либо бытовой аппаратуре. Если обнаруживаются завалы частот или еще другие ошибки, подправить соответственно установки на Dynasone. Разумеется, серьёзно воспринимать такой мастеринг нельзя, однако, как говорится, «на безрыбье и рак – рыба». К тому же Dynasone – отличный мастеринговый плагин, способный помочь вам в дальнейшей работе.

Источник: Михаил Шевцов

Поделитесь статьей в соцсетях — поддержите проект!