Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения

8 077 просмотров

О гитаре: теория и практика Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения

Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.

 

Главные аккорды

Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.

{T — S — D — T}   {T — S — T — D — T}

Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.

 

Побочные аккорды

Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).

II — IV — VI — I — III — V — VII
——S———  ———D——
——T——

На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).

По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.

IIIVVIIIIIVVII
Bm7b5Dm7Fmaj7Am7Cmaj7 (Сmaj7#5)Em7 (E7)G7 (#Go) 

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.

IIIVVIIIIIVVII
Dm7 (Dm7b5)Fmaj7 (Fm#7)Am7 (bAmaj7#5)Cmaj7Em7G7Bm7b5

 

Правила голосоведения

В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:

  • Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
  • Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
  • Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
  • Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
  • Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
  • Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.

 

Обозначение аккордов

ТоникаДоРеМиФаСольЛяСи
МажорCDEFGAB
МинорCmDmEmFmGmAmBm
СептаC7D7E7F7G7A7B7

 

О гитаре: теория и практика Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения

Аккордовые последовательности

Простые универсальные последовательности:

Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C

Использование медиант:

C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

Em — F#7 — B7 — Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

Am — Bb — E7 — Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

 A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

 Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am