Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения

5 570 просмотров

Аккордовые последовательности

Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.

 

Главные аккорды

Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.

{T – S – D – T}   {T – S – T – D – T}

Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D – S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.

 

Побочные аккорды

Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).

II – IV – VI – I – III – V – VII
—–S——–  ——–D——
——T—–

На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).

По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II – самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени – субмедиантой (или нижней медиантой).

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.

IIIVVIIIIIVVII
Bm7b5Dm7Fmaj7Am7Cmaj7 (Сmaj7#5)Em7 (E7)G7 (#Go) 

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.

IIIVVIIIIIVVII
Dm7 (Dm7b5)Fmaj7 (Fm#7)Am7 (bAmaj7#5)Cmaj7Em7G7Bm7b5

Онлайн справочник пользователя ПК

Правила голосоведения

В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:

  • Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
  • Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
  • Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
  • Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
  • Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно движение голосов “параллельными октавами” или “параллельными квинтами” (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, “до” и “до-диез” в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
  • Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.

 

Обозначение аккордов

ТоникаДоРеМиФаСольЛяСи
МажорCDEFGAB
МинорCmDmEmFmGmAmBm
СептаC7D7E7F7G7A7B7

 

Аккордовые последовательности

Онлайн справочник пользователя ПК

Аккордовые последовательности

Простые универсальные последовательности:

Am – Dm – E7 – Am
Em – Am – B7 – Em
Dm – Gm – A7 – Dm
Bm – Em – F#7 – Bm
Dm – Am – E7 – Am
Am – Em – B7 – Em
Gm – Dm – A7 – Dm
Em – Bm – F#7 – Bm
С – F – G7 – C
D – G – A7 – D
G – C – D7 – G
E – A – B7 – E
A – D – E7 – A
F – C – G7 – C
G – D – A7 – D
C – G – D7 – G
A – E – B7 – E
D – A – E7 – A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

Am – Bm7(-5) – E7 – Am
Am – Dm6 – E7 – Am
С – Dm – G7 – C
С – Dm7(-5) – G7 – C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

Am – Bm7(-5) – G#o – Am
С – F – Bo – C

Использование медиант:

C – Am – Dm – G7 – C
C – Am – F – G7 – C
Am – Dm – G – C – Am
Am – G – F – E – Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C – A7 – Dm – G7 – C
Am – A7 – Dm – E7 – Am
C – E7 – Am – A7 – Dm – G7 – C
Am – G7 – C – E7 – Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

Em – F#7 – B7 – Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

Am – Bb – E7 – Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

Em – A7 – D7 – G7 – C7 – F#7 – B7 – Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

 A – E7/G# – A7/G – D/F# – F7 – A/E – E7 – A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

 Am – bB – E7/B – Am/C – A7/C# – Dm – D#o – E7 – Am 

Рукоделки | Конструкторское бюро