Настроение музыкального произведения зависит от применяемого лада, в котором оно написано. Наиболее распространёнными ладами являются: мажор и минор. Если выразиться более ясно, то мажорные гаммы более светлые, а минорные — мрачные.
Мажор
Мажорный лад — звучит весело и широко, устойчивые звуки данного лада образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет 7 ступеней, из которых устойчивыми являются: I — тоника, III — большая терция, V — доминанта (квинта). Все остальные ступени являются неустойчивыми.
В качестве примера: До-мажор.
Ступень I: тоника (Т) Ступень II: нисходящий вводный звук Ступень III: медианта (средняя) Ступень IV: субдоминанта (S) | Ступень V: доминанта (D) Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта), Ступень VII: восходящий вводный звук. |
Интервалы натурального мажорного лада (Т — тон, П — полутон).
Минор
Минорный лад — звучит грустно, устойчивые звуки образуют малое минорное трезвучие. Минорный лад имеет те же ступени, что и мажорный, главное отличие, преобладание минорной терции.
В качестве примера: Ля-минор.
Ступень I: тоника (Т) Ступень II: нисходящий вводный звук Ступень III: медианта (средняя) Ступень IV: субдоминанта (S) | Ступень V: доминанта (D) Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта), Ступень VII: восходящий вводный звук. |
Интервалы натурального минорного лада (Т — тон, П — полутон).