Нотное письмо

3 024 просмотров

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Нотное письмо – общепринятая система записи звуков в виде специальных знаков (нот) на нотном стане.

Нотное письмо является универсальным языком общения музыкантов всего мира, помогает запечатлеть собственные сочинения и, конечно же, прикоснуться к культурному наследию многовековой музыкальной истории.

Как невозможно нарисовать картину без холста, так и нотное письмо невозможно без нотного стана.

 

Нотный стан

Нотный стан – представляет собой пять параллельных горизонтальных линий, на которые наносятся: ноты (1), паузы (2), знаки альтерации (3), ключи (4), размеры (5), такты (6) и т.д. Нотный стан может иметь по пять нижних (7) и верхних (8) добавочных линий.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Нота

Нота – специальный знак на нотном стане характеризующий высоту звука и его длительность, имеет вид: овала, овала со штилем, закрашенного овала со штилем и флажком. Все это указывает на длительность звучания ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Существуют так же знаки увеличения длительности ноты: точка, две точки, фермата, лига. Одна точка – увеличение длительности ноты на ее половину основной длительности. Две точки – увеличение длительности ноты на половину плюс на четверть от основной длительности. Лига – связывает ноты одинаковой высоты, обозначается дугообразной линией.Фермата – указывает на “неограниченную” длительность ноты (в разумных пределах), изображается небольшим полукругом с точкой.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Пауза

Пауза – специальное обозначение, на нотном стане, указывающее на отсутствие звучания инструмента. Подобно нотам пауза имеет свою продолжительность и знаки корректировки длительности. Пауза бывает: целая (длинною в такт), половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Звукоряд. Тон. Полутон

Прежде чем продолжить, внесем ясность в понятия: звукоряд, тон, полутон.

Помимо длительности, каждая нота в звукоряде имеет свое название и место (ступень). Расстояние между нотами определяется тоном или полутоном. Один звукоряд (октава) содержит 12 звуков (7 нот): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Октава
ДоДо#РеРе#МиФаФа#СольСоль#ЛяЛя#Си
ДоРеМиФаСольЛяСи
Полутон
Тон   

 

Знаки альтерации

Альтерация – специальный знак, на нотном стане, указывающий на повышение или понижение звучания ноты на полутон (тон). Существует пять знаков альтерации: диез – повышение на полутон; дубль-диез – повышение на тон; бемоль – понижение на полутон; дубль-бемоль – понижение на тон; бекар – отмена знаков альтерации.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Ключ

Ключ – специальный знак, облегчающий чтение нот на нотном стане, указывающий на определенную ноту, от которой ведется отсчет других нотных знаков музыкального произведения. В нотном письме различают три основных ключа:скрипичныйСоль, басовыйФа, альтовыйДо.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки

Такт – область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт – неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.

Размер – количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля – наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля – менее акцентируемая нота соответственно.

Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.

Ритм – последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Темп – скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.

Медленные темпыУмеренные темпыБыстрые темпы
ИтальянскийРусскийИтальянскийРусскийИтальянскийРусский
LargoШирокоAndanteСпокойно, не спешаAllegroСкоро
LentoПротяжноAndantinoЧуть подвижнее, чем AndanteVivoЖиво
AdagioМедленноModeratoУмеренноVivaceЖиво
GraveТяжелоSostenutoСдержанноPrestoБыстро
AllegrettoОживлённоPrestissimoОчень быстро
Allegro moderatoУмеренно скоро

 

Динамические оттенки темпа – указывают на замедление или ускорение темпа игры.

Оттенки движенияДинамические оттенки движенияДругие обозначения
ИтальянскийРусскийИтальянскийРусскийИтальянскийРусский
MoltoОченьRitenutoСдерживаяa tempoв темпе
AssaiВесьмаRitardandoЗапаздываяtempo primoвернуться в первоначальный темп
Con motoС подвижностьюAllargandoРасширяяtempo Iпервоначальный темп
CommodoУдобноRallentandoЗамедляяI’istessoВ том же темпе
Non troppoНе слишкомAccelerandoУскоряя
Non tantoНе стольAnimandoВоодушевляя
Meno mossoМенее подвижноStringendoУскоряя
Più mossoБолее подвижноStrettoСжато
SempreВсё время

 

Динамический оттенок – уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.

Постоянная громкостьИзменение громкостиСмена громкости
ИтальянскийСокращение РусскийИтальянскийРусскийИтальянскийРусский 
fortissimoffОчень громкоcrescendoУсиливаяpiù forteБолее громко
fortefГромкоpoco a poco crescendoМало-помалу усиливаяmeno forteМенее громко
mezzo fortemfСредняя громкостьdiminuendoСтихаяsforzando (sf)Резкое ударение звуков
mezzo pianompСредне-тихоpoco a poco diminuendoМало-помалу стихая
pianopТихоsmorzandoЗамирая
pianissimoppОчень тихоmorendoЗамирая

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Мелизмы

Мелизмы – вспомогательные ноты, служащие украшением основной ноты, исполняются за счет длительности предыдущих нот и, как правило, расположены в диапазоне секунды. К мелизмам относятся: форшлаг (короткий, длинный), мордент,трель, группетто.

Форшлаг – короткий звук, исполняемый пред основной нотой, одиночный или состоящий из нескольких звуков.Одиночный форшлаг – маленький знак восьмой ноты с перечеркнутым флажком. Для обозначения форшлага состоящего из нескольких нот используют маленькие шестнадцатые ноты без перечеркнутых флажков.

Форшлаг бывает:

  • короткий – быстрые нотки, которые исполняются за счет длительности предыдущих нот перед основной украшаемой нотой;
  • длинный – исполняется за счет длительности украшаемой ноты и имеет половину её длительности, основная нота при этом уменьшается по длительности в половину.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Мордент – мелизм, состоящий из трех нот: 1 – основная нота, совпадающей с украшаемой нотой; 2 – вспомогательная нота, отличается на секунду, 3 – основная нота, совпадает с изначальной нотой. Мордент бывает одиночный и двойной.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Трель – быстрое чередование двух соседних нот, основной и вспомогательной, как правило, находящейся на ступень выше.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Группетто – быстрое исполнение нот в определенной последовательности, как правило, на расстоянии секунды, замыкая игру конечной нотой обозначения.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Сокращенное нотное письмо

Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.

Реприза – повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

О гитаре: теория и практика Нотное письмо  Segno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.

 

О гитаре: теория и практика Нотное письмо  Coda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.

 

О гитаре: теория и практика Нотное письмо  Da capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine – до конца или al coda – до знака “кода”.

 

О гитаре: теория и практика Нотное письмо  Dal segno, переход к знаку “Segno“, так же используется: al fine – до конца, al coda – до знака “кода”.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

О гитаре: теория и практика Нотное письмо  – знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.

 

О гитаре: теория и практика Нотное письмо  – знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо  О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Тремоло – быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 – это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb —–¬).

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Приемы игры

Приемы игры – специальные методы исполнения нотной записи: легато, стаккато, арпеджио и глиссандо.

Легато – подразумевает под собой связное исполнение нотной записи, звучание нот согласовано и перетекает из одной в другую, обозначается специальной линией в виде дуги.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Стаккато – короткое отрывистое исполнение нот, указывается точкой над или под нотой. Стаккатиссимо – наиболее острое отрывистое исполнение нот, обозначается перевернутым треугольником.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Арпеджиато – быстрое исполнение нот аккорда снизу вверх или в обратном порядке, обозначается вертикальной волнистой линией.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Глиссандо, слайд – прием скольжения от одной ноты к другой.

О гитаре: теория и практика Нотное письмо

Рукоделки | Конструкторское бюро